Решение Ярославского областного суда от 30.10.2014 по делу N 3-35/2014 <О признании недействующим приложения 1 к приказу Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 10 декабря 2013 года N 127-вс/во "Об установлении тарифов на питьевую, техническую воду, транспортировку питьевой воды, водоотведение и транспортировку сточных вод на 2014 год">
ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 октября 2014 г. по делу № 3-35/2014
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.,
при секретаре С.Т.
с участием прокурора Кузьмина А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Открытого акционерного общества "Ярославльводоканал" о признании недействующим Приложения № 1 Приказа Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 10 декабря 2013 года № 127-вс/во в части,
установил:
Приказом Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 10.12.2013 № 127-вс/во (далее также Приказ) установлены тарифы на питьевую, техническую воду, транспортировку питьевой воды, водоотведение и транспортировку сточных вод на <...>. Приложением № 1 указанного Приказа установлены тарифы на питьевую, техническую воду и водоотведение для открытого акционерного общества "Ярославльводоканал" <...> (с разбивкой на календарные периоды).
Нормативный акт опубликован в издании "<...>" № <...> <...>, зарегистрирован в государственно-правовом управлении Правительства Ярославской области <...> за номером № <...>.
ОАО "Ярославльводоканал" (далее также заявитель, регулируемая организация) обратилось в Ярославский областной суд с заявлением о признании недействующим Приложения № 1 Приказа Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 10 декабря 2013 года № 127-вс/во в части с момента вступления решения суда в законную силу в той части, в которой при установлении тарифов ОАО "Ярославльводоканал" объем реализации услуг по холодному водоснабжению был принят в размере, превышающем <...> тыс. куб. метров, объем реализации услуг по техническому водоснабжению был принят в размере, превышающем <...> тыс. куб. метров, объем реализации услуг по водоотведению и очистке сточных вод был принят в размере, превышающем <...> тыс. куб. метров,
а также в той части, в которой при определении финансовых потребностей
- не учтены расходы на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на услуги по питьевому водоснабжению в размере <...> тысяч рублей, на услуги по водоотведению и очистке сточных вод в размере <...> тысяч рублей;
- уменьшены расходы на капитальный ремонт на услуги по питьевому водоснабжению в размере <...> тысяч рублей, на услуги по водоотведению и очистке сточных вод в размере <...> тысяч рублей;
- исключены расходы по статье "Услуги производственного характера" в размере <...> тысячи рублей;
- предусмотрены прочие доходы на сумму <...> тысяча рублей;
- исключены расходы на услуги кредитных учреждений (банков) по процентам на пополнение оборотных средств в размере <...> тысячи рублей;
- не предусмотрены недополученные доходы за <...> в размере <...> тысяч рублей.
Заявитель указал, что вышеприведенные действия Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области при определении тарифа на питьевую, техническую воду и водоотведение противоречат требованиям Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", постановлению Правительства Российской Федерации "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".
В судебном заседании представители ОАО "Ярославльводоканал" К.А. и С.Л. заявление поддержали.
Представители Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее также Департамент, регулирующий орган) К.О., С.В., Ф. в удовлетворении заявления возражали, полагали оспариваемое постановление соответствующим требованиям нормативных актов в сфере государственного регулирования тарифов на водоснабжение и водоотведение.
Прокурором в судебном заседании дано заключение о несоответствии нормативного акта в оспариваемой его части требованиям Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", а также постановлению Правительства Российской Федерации "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" в той части, в которой при установлении тарифа органом регулирования неверно определены объемы реализации услуг, а также в части снижения расходов организации на капитальный ремонт.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд находит приложение № 1 "Тарифы на питьевую, техническую воду и водоотведение, устанавливаемые для открытого акционерного общества "Ярославльводоканал" на <...> (с разбивкой на календарные периоды) Приказа Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 10 декабря 2013 года № 127-вс/во подлежащим признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с пунктами 5, 6 пункта 1 статьи 4 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся:
утверждение основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения;
утверждение правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся:
установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии со статьями 1, 5, 8 Закона Ярославской области "О системе органов исполнительной власти Ярославской области" систему органов исполнительной власти Ярославской области образуют:
1) Правительство Ярославской области;
2) департаменты Ярославской области;
2<1>) агентства Ярославской области;
3) инспекции Ярославской области.
Департаменты Ярославской области:
1) являются органами исполнительной власти Ярославской области, осуществляющими в установленной сфере деятельности функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию;
2) осуществляют функции по управлению государственным имуществом, по оказанию государственных услуг, а также по государственному контролю (надзору) в соответствии с положениями о соответствующих департаментах Ярославской области;
3) в пределах своих полномочий издают приказы.
Полномочия департаментов, агентств и инспекций Ярославской области, а также порядок осуществления возложенных на них функций устанавливаются в положениях о соответствующих органах исполнительной власти Ярославской области, утверждаемых Правительством Ярославской области.
Правительство Ярославской области определяет органы исполнительной власти Ярославской области, уполномоченные на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территории Ярославской области, устанавливает их организационную структуру, полномочия, функции и порядок их деятельности, определяет перечень должностных лиц указанных органов исполнительной власти Ярославской области и их полномочия.
Постановлением Правительства Ярославской области от 09.08.2012 № 709-п утверждено Положение о департаменте энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Согласно пункту 1 указанного Положения Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области является органом исполнительной власти Ярославской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за ценообразованием, органом исполнительной власти Ярославской области, уполномоченным на осуществление функций по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии, уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Согласно пунктам 11, 11.1, 11.7 при осуществлении полномочий по государственному регулированию тарифов в сфере водоснабжения, водоотведения, тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых бытовых отходов, департамент выполняет следующие функции:
Устанавливает тарифы в сфере водоснабжения, водоотведения, тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых бытовых отходов, в соответствии с предельными индексами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) для Ярославской области (в случае их установления), с учетом утвержденных инвестиционных программ организаций и готовит нормативные правовые акты в соответствии с действующим законодательством.
Определяет метод регулирования тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых бытовых отходов.
Оспариваемый нормативный акт принят в форме приказа Департаментом энергетики и регулирования тарифов Ярославской области. Оспариваемым актом установлены тариф в сфере водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный акт принят уполномоченным органом государственной власти Ярославской области, в надлежащей форме, в пределах компетенции данного органа, установленной федеральным законодательством и законодательством Ярославской области.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относятся:
1) холодное водоснабжение, в том числе:
а) транспортировка воды, включая распределение воды;
б) подвоз воды в случаях, установленных частью 3 настоящей статьи;
2) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения.
Регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения:
1) тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение);
2) тариф на техническую воду;
3) тариф на транспортировку воды;
4) тариф на подвоз воды;
5) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.
К регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся:
1) водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод;
2) прием и транспортировка сточных вод;
3) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Регулированию подлежат следующие тарифы в сфере водоотведения:
1) тариф на водоотведение;
2) тариф на транспортировку сточных вод;
3) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Оспариваемым нормативным актом утверждены тарифы для ОАО "Ярославльводоканал" на питьевую и техническую воду, на водоотведение.
В соответствии с постановлением мэра города Ярославля от 27 июня 2013 года № 1489 ОАО "Ярославльводоканал" определено в качестве гарантирующей организации с зоной ее деятельности в границах города Ярославля для централизованной системы водоснабжения и водоотведения городского округа город Ярославль.
Таким образом, деятельность ОАО "Ярославльводоканал" по поставке питьевой и технической воды, а также по водоотведению является регулируемой деятельностью. Для установления тарифов на данные виды деятельности у Департамента в соответствии со статьей 31 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" основания имелись.
В рамках компетенции, установленной в статье 4 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" Правительством Российской Федерации постановлением от 13 мая 2013 года № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 1 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее также Основы ценообразования) настоящий документ определяет систему, принципы и методы регулирования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений и городских округов (в случае если законами субъектов Российской Федерации полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов переданы органам местного самоуправления поселений и городских округов) тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", а также предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 1 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее также Правила) настоящие Правила определяют порядок установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, а также порядок согласования федеральным органом регулирования тарифов решений региональных органов регулирования тарифов об утверждении ими тарифов в размерах, которые повлекут превышение предельного индекса.
Таким образом, указанный нормативный акт подлежит применению при установлении регулирующим органом тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение. В связи с этим, судом проверено соблюдение требований указанного акта, как имеющего большую юридическую силу по сравнению с оспариваемым нормативным актом, при принятии последнего как в части процедуры принятия решения, так и в части непосредственного определения тарифов.
Согласно пунктам 12, 13, 14 Правил установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное.
Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется:
а) по предложению регулируемой организации;
б) по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами.
Регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов.
Судом установлено, что <...> ОАО "Ярославльводоканал" в адрес Департамента представлены документы и расчетные материалы для установления тарифов на холодное водоснабжение питьевой водой, холодное водоснабжение технической водой, водоотведение и очистку сточных вод методом экономически обоснованных расходов на <...>.
В соответствии с пунктом 25 Правил регулирующим органом проведена экспертиза предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов как в части установления тарифа на водоотведение, так и в части установления тарифа на водоснабжение. Составлены экспертные заключения.
В порядке и в сроки, установленные в пункте 27 Правил, Департаментом <...> проведено заседание правления Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, на котором, с учетом экспертного заключения, а также принятия частично во внимание заявления о разногласиях ОАО "Ярославльводоканал" установлены тарифы для данной организации на питьевую и техническую воду и водоснабжение на <...> (с разбивкой на календарные периоды).
Необходимо отметить также, что установленные решением правления тарифы полностью соответствуют предложениям, содержащимся в экспертном заключении.
На основании данного решения 10 декабря 2013 года Департаментом издан оспариваемый приказ.
Таким образом, установленный в Правилах порядок принятия решения об установлении тарифа Департаментом соблюден.
Проверяя соблюдение требований Основ ценообразования при установлении тарифов, суд установил следующее:
На услугу водоотведения в отношении ОАО "Ярославльводоканал" установлены следующие тарифы:
<...> - <...>: <...> руб./куб. метр (без НДС); <...> руб./куб. метр (с НДС);
<...> - <...>: <...> руб./куб. метр (без НДС); <...> руб./куб. метр (с НДС);
при предложении организации
<...> - <...>: <...> руб./куб. метр (без НДС); <...> руб./куб. метр (с НДС);
<...> - <...>: <...> руб./куб. метр (без НДС); <...> руб./куб. метр (с НДС).
На услугу холодного водоснабжения питьевой водой в отношении ОАО "Ярославльводоканал" установлены следующие тарифы:
<...> - <...>: <...> руб./куб. метр (без НДС); <...> руб./куб. метр (с НДС);
<...> - <...>: <...> руб./куб. метр (без НДС); <...> руб./куб. метр (с НДС);
при предложении организации
<...> - <...>: <...> руб./куб. метр (без НДС); <...> руб./куб. метр (с НДС);
<...> - <...>: <...> руб./куб. метр (без НДС); <...> руб./куб. метр (с НДС).
На услугу холодного водоснабжения технической водой в отношении ОАО "Ярославльводоканал" установлены следующие тарифы:
<...> - <...>: <...> руб./куб. метр (без НДС); <...> руб./куб. метр (с НДС);
<...> - <...>: <...> руб./куб. метр (без НДС); <...> руб./куб. метр (с НДС);
при предложении организации
<...> - <...>: <...> руб./куб. метр (без НДС); <...> руб./куб. метр (с НДС);
<...> - <...>: <...> руб./куб. метр (без НДС); <...> руб./куб. метр (с НДС).
В соответствии со статьей 32 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" в отношении заявителя установлены тарифы с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).
В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
Как следует из приложения <...> к экспертному заключению Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от <...> № <...>, объемы оказываемых услуг по водоотведению учтены на уровне фактических объемов оказываемых услуг за <...> и с учетом динамики снижения объемов оказываемых услуг в <...> против <...> (том <...> лист дела <...>). Объемы установлены в размере <...> тыс. куб. метров (объем <...> <...> тыс. куб. метров, предложение организации - <...> тыс. куб. метров).
Согласно приложению <...> таблица <...> к экспертному заключению Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от <...> № <...>, объемы оказываемых услуг холодного водоснабжения питьевой водой учтены на уровне фактических объемов оказываемых услуг за <...> и с учетом динамики снижения объемов оказываемых услуг в <...> против <...> (том <...> лист дела <...>). Объемы установлены в размере <...> тыс. куб. метров (объем <...> <...> тыс. куб. метров, предложение организации - <...> тыс. куб. метров).
Согласно приложению <...> таблица <...> к экспертному заключению Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от <...> № <...>, объемы оказываемых услуг холодного водоснабжения технической водой учтены на уровне фактических объемов оказываемых услуг за <...> (том <...> лист дела <...>). Объемы установлены в размере <...> тыс. куб. метров (объем <...> <...> тыс. куб. метров, предложение организации - <...> тыс. куб. метров).
Таким образом, судом установлено, что в нарушение вышеприведенных положений пункта 29 Основ ценообразования Департаментом динамика отпуска воды (приема сточных вод) за последние три года учтена не была.
Департаментом представлены объяснения суду, из которых следует, что при определении объемных показателей Департамент принял во внимание динамику отпуска воды и приема сточных вод ОАО "Ярославльводоканал" за последние три года.
Суд полагает данное заявление Департамента необоснованным. Данное заявление противоречит сведениям, содержащимся в экспертных заключениях.
Кроме того, Департамент в своих объяснениях указывает, что динамика оказания данных услуг учтена путем определения среднего значения показателей объема оказанных услуг по холодному водоснабжению питьевой водой, холодному водоснабжению технической водой и водоотведению.
Однако определение среднего значения не отражает динамики поставки данных услуг.
Из представленной Департаментом таблицы объемных показателей оказанных услуг ОАО "Ярославльводоканал" за период <...> - <...> и предложениях на <...> (том <...> лист дела <...>) наглядно видно, что в течение <...> - <...> объем оказанных услуг ОАО "Ярославльводоканал" по холодному водоснабжению питьевой водой, холодному водоснабжению технической водой и водоотведению ежегодно снижался. Среднее значение показателей объема поставленных услуг превышает объем поставленных услуг в <...>, а в части холодного водоснабжения питьевой водой и водоотведению превышает данные показатели <...>.
Основания и расчеты, по которым определены объемные показатели на <...>, Департаментом не представлены. Вместе с тем, из таблицы (том <...> лист дела <...>), а также из экспертных заключений видно, что данные объемы определены в размере, соответствующем данным показателям в <...>, что подтверждает позицию заявителя о том, что динамика снижения поставки вышеуказанных услуг ОАО "Ярославльводоканал" Департаментом учтена не была.
Доказывая обоснованность установления объемных показателей на услуги ОАО "Ярославльводоканал" на <...>, представители Департамента ссылались также на то, что в нарушение подпункта "и" пункта 17 Правил ОАО "Ярославльводоканал" в составе документации для утверждения тарифа не представил инвестиционной программы, в которой отражается подключение новых объектов капитального строительства к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, которые характеризуют увеличение объемов оказываемых услуг.
Суд соглашается с указанной позицией в той части, что в силу подпункта "и" пункта 17 Правил такая обязанность у ОАО "Ярославльводоканал" имеется.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 20 Правил Департамент вправе был затребовать данную документацию у заявителя. Анализ переписки Департамента и заявителя в рамках работы по установлению тарифа позволяет суду сделать вывод о том, что такого запроса в адрес заявителя департаментом не направлялось. Вместе с тем, Департамент в адрес заявителя направлял запрос о представлении дополнительных сведений в обоснование инвестиционной программы (том <...> лист дела <...>). Факт того, что Департамент располагал инвестиционной программой заявителя, подтверждается и письмом от <...> (том <...> лист дела <...>).
При таких обстоятельствах, суд полагает установленным, что инвестиционная программа заявителя у Департамента имелась, он мог ее анализировать и делать соответствующие выводы на основании анализа данной программы.
Однако ни экспертные заключения, ни протокол заседания правления Департамента не содержат ссылки на повышение объемов оказываемых услуг, определенных для заявителя на <...>, с учетом их повышения в указанном году, исходя из данных инвестиционной программы. Департамент в своих возражениях на заявление указывает также, что заявитель не представил в орган регулирования расчет объема оказываемых услуг отдельно по регулируемым видам деятельности, предусмотренным Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", с обоснованием объемов собственного потребления воды и потерь при транспортировке воды по водопроводным (канализационным) сетям, в соответствии с требованиями подпункта "з" пункта 17 Правил.
Указанные доводы необоснованны. В материалах дела имеются производственные программы предприятия по холодному водоснабжению, техническому водоснабжению и водоотведению, в каждой из которых содержится расчет объемов оказываемых услуг, в том числе с указанием объемов собственного потребления воды и потерь при ее транспортировке.
Кроме того, Департамент не привел доводов о том, как отсутствие указанных сведений повлияло на установление перспективных объемов поставки услуг на <...>.
При этом необходимо отметить, что Основами ценообразования не установлено право регулирующего органа произвольно определять тот или иной показатель, необходимый для определения тарифа, исходя из факта непредставления отдельных сведений предприятием. Определение показателя должно быть экономически обоснованным.
Несмотря на данные пояснения Департамента в судебном процессе, ни экспертными заключениями, ни протоколом заседания правления Департамента от <...> не подтверждается тот факт, что при определении объемных показателей был учтен факт непредставления расчета объема оказываемых услуг отдельно по регулируемым видам деятельности, либо обоснования объемов собственного потребления воды и потерь при транспортировке воды по водопроводным (канализационным) сетям. Также ни в экспертном заключении, ни в протоколе заседания правления Департамента не отражено как данное обстоятельство повлияло на установление объемных показателей предприятия.
При любых обстоятельствах, исходя из требований пункта 29 Основ ценообразования, следует вывод, что непредставление тех или иных сведений не освобождает регулирующий орган от обязанности при расчете объемов отпуска воды и принятия сточных вод учитывать динамику оказания данных услуг за последние три года. Такого анализа, последующего учета регулирующий орган не сделал, что привело к установлению в оспариваемом Приказе экономически необоснованного тарифа и нарушению прав ОАО "Ярославльводоканал". Данное обстоятельство свидетельствует о противоречии Приказа в оспариваемой его части пункту 29 Основ ценообразования, имеющих большую юридическую силу, и является основанием для признания его недействующим.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования:
а) производственных расходов;
б) ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт;
в) административных расходов;
г) сбытовых расходов гарантирующих организаций;
д) расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов;
е) расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 44 настоящего документа;
ж) расходов, связанных с оплатой налогов и сборов;
з) нормативной прибыли;
и) расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации.
В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования в составе ремонтных расходов учитываются:
а) расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем;
б) расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем;
в) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала.
В соответствии с пунктом 51 Основ ценообразования при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.
Из дела видно, что при расчете экономически обоснованных расходов, прибыли и необходимой валовой выручки, анализа их экономической обоснованности, сравнительном анализе принятых показателей, расчете размера тарифа на услуг водоотведения, оказываемую ОАО "Ярославльводоканал" на <...> экспертом расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем (п. <...> таблицы на листе дела <...> том <...>) уменьшены на <...> тысяч рублей.
При этом, как видно из пояснений эксперта, приведенных в таблице, с расчетными ценами и экономическим обоснованием объема ремонтных работ капитального характера, представленными в предложении организации, эксперт согласился.
Как указывалось выше, правлением Департамента при определении тарифа на водоотведение, питьевое и техническое холодное водоснабжение для ОАО "Ярославльводоканал" рекомендации эксперта приняты в полном объеме.
Таким образом, затраты на капитальный ремонт в заявленном организацией размере - <...> тысяч рублей признаны Департаментом.
При таких обстоятельствах, установленных в Основах ценообразования оснований для снижения данных расходов у Департамента не имелось.
Не является основанием к снижению данных затрат такой вывод эксперта как возможность финансирования капитального ремонта за счет средств амортизационных отчислений. Проверяя заявленные организацией расходы на капитальный ремонт при учете их в целях определения тарифа, Департамент обязан проверить их экономическую обоснованность, а также верность расчета. Необоснованность данных показателей влечет уменьшение заявленных расходов. В данном случае такого департаментом не установлено. Следовательно, оснований для снижения расходов на капитальный ремонт у Департамента не имелось.
Доводы Департамента о возможности финансирования капитального ремонта за счет средств амортизационных отчислений в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета не имеют правового значения в данном случае, поскольку не относятся к компетенции Департамента.
Кроме того, судом установлено, что при расчете экономически обоснованных расходов, прибыли и необходимой валовой выручки, анализа их экономической обоснованности, сравнительном анализе принятых показателей, расчете размера тарифа на услугу холодного водоснабжения питьевой водой, оказываемую ОАО "Ярославльводоканал" на <...> экспертом расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения либо объектов, входящих в состав таких систем (п. <...> таблицы № <...> на листе дела <...> том <...>) уменьшены на <...> тысяч рублей.
При этом экономическая обоснованность, а также верность расчета расходов на капитальный ремонт в заявленном ОАО "Ярославльводоканал" размере - <...> тысяч рублей экспертом, а впоследствии правлением Департамента были приняты.
При таких обстоятельствах оснований для снижения расходов на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения либо объектов, входящих в состав таких систем, у Департамента не имелось.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что при установлении тарифа на услугу водоотведения и холодного водоснабжения питьевой водой Департаментом нарушены требования пунктов 38, 40, 51 Основ ценообразования. Данный факт свидетельствует о противоречии оспариваемого Приказа нормативному акту, имеющему большую юридическую силу и является самостоятельным основанием для признания его недействующим в части установленных тарифов на водоотведение и холодное водоснабжение питьевой водой.
Доводы Департамента о том, что заявителем в данном деле по существу оспаривается не нормативный акт - Приказ Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 10 декабря 2013 года № 127-вс/во, а экспертные заключения, являются необоснованными.
В соответствии с вышеприведенными положениями Основ ценообразования и Правил, экспертное заключение по установлению тарифа, а также решение правления Департамента являются юридическими основаниями для принятия нормативного акта, устанавливающего тариф на регулируемые виды деятельности. В связи с этим, проверка законности экспертного заключения и решения правления являются проверкой соответствия имеющему большую юридическую силу акту самого Приказа, изданного на их основе.
Вместе с тем, суд не находит оснований согласиться с позицией заявителя в той части, где он указывает на необоснованное невключение в состав расходов на мероприятия производственной программы по услуге питьевого водоснабжения - <...> тысяч рублей, по услуге водоотведения - <...> тысяч рублей.
Из материалов дела видно, что ОАО "Ярославльводоканал" в состав производственной программы по холодному водоснабжению и водоотведению включало мероприятия по энергосбережению (том <...> листы дела <...> и <...>). Департаментом данные мероприятия в состав производственной программы в полном объеме не включены (том <...> листы дела <...>, <...>).
В соответствии с частью 7 статьи 25 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обеспечивающих достижение утвержденных целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также на проведение мероприятий, обязательных для включения в программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, подлежат учету при установлении цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций (в том числе при определении инвестированного капитала, учитываемого при установлении долгосрочных тарифов) с учетом данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 41 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" производственная программа должна содержать:
1) перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе снижению потерь воды при транспортировке;
2) планируемый объем подачи воды (объем принимаемых сточных вод);
3) объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы;
4) график реализации мероприятий производственной программы;
5) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности;
6) иные сведения, предусмотренные порядком разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, требованиями к составу производственных программ, которые утверждены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения", в производственную программу подлежат включению мероприятия, направленные на осуществление текущей (операционной) деятельности регулируемой организации и на поддержание объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в состоянии, соответствующем установленным требованиям технических регламентов, за исключением строительства, реконструкции и модернизации таких объектов.
В соответствии с пунктом 10 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения", в инвестиционную программу включаются мероприятия по строительству, а также мероприятия по модернизации и (или) реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, обеспечивающие изменение технических характеристик этих объектов и предполагающие изменение первоначальной (полной) стоимости модернизируемого и (или) реконструируемого объекта.
Из материалов дела видно, что при анализе производственной программы предприятия в части программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности Департаментом <...> у ОАО "Ярославльводоканал" запрошены дополнительные материалы, обосновывающие данную программу (том <...> лист дела <...>).
<...> ОАО "Ярославльводоканал" эти материалы представлены (том <...> листы дела <...>, <...>).
Анализ представленной информации позволяет сделать вывод о том, что все мероприятия, запланированные предприятием на <...>, в рамках обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся к мероприятиям по реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения.
При таких обстоятельствах, указанные мероприятия не подлежали включению в производственную программу предприятия, а относятся к его инвестиционной программе.
В соответствии с пунктом 39 Основ ценообразования затраты организации на инвестиционную программу при определении тарифа методом экономически обоснованных расходов не подлежат учету.
Таким образом, невключение мероприятий по энергосбережению, запланированных ОАО "Ярославльводоканал" на <...>, в производственную программу предприятия соответствует требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу. Тариф, установленный без учета расходов на данные мероприятия, определен в соответствии с требованиями Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" и Основ ценообразования.
ОАО "Ярославльводоканал" оспаривает обоснованность установленного в Приказе тарифа также в связи с тем, что при определении размера расходов на услуги производственного характера Департамент применил индекс-дефлятор к уровню затрат, установленному в предыдущем тарифе, то есть действовал в соответствии с подпунктом "в" пункта 22 Основ ценообразования. В свою очередь ОАО "Ярославльводоканал" определил размер данных затрат на основании подпункта "б" пункта 22 Основ ценообразования - на основании цен, установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов.
В соответствии с подпунктами "б", "в" пункта 22 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке):
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период:
прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);
темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива;
темпы роста цен на электрическую энергию;
темпы роста заработной платы.
Из материалов дела видно, что организацией данные расходы предложено принять в сумме <...> тысяч рублей, Департаментом при установлении тарифа принято - <...> тысяч рублей (том <...> листы дела <...>). Указанные расходы, как следует из экспертного заключения, определены Департаментом в соответствии с подпунктом "в" пункта 22 Основ ценообразования.
Вместе с тем, из представленного ОАО "Ярославльводоканал" в Департамент расчета данных расходов в целях установления тарифа не следует, что они рассчитаны на основании цен, установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов. Доказательств представления регулирующему органу документов, подтверждающих расходы в заявленной сумме, материалы дела не содержат. Сведения о проведении закупок в соответствии с требованиями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и утратившего силу Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" представлены заявителем только суду.
Более того, из представленного ОАО "Ярославльводоканал" расчета видно, что им применен также метод индексирования. Но в отличие от Департамента заявитель применяет индекс не к размеру данных расходов, установленных в предыдущем тарифе, а к фактически понесенным расходам. Такой метод определения расходов в пункте 22 Основ ценообразования не поименован.
При таких обстоятельствах, в отсутствие доказательств представления заявителем в регулирующий орган расчета расходов на услуги производственного характера исходя из цен, установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов, суд полагает, что действия Департамента по определению расходов на услуги производственного характера в соответствии с подпунктом "в" пункта 22 Основ ценообразования является обоснованным.
ОАО "Ярославльводоканал" заявлено, что в нарушение пунктов 14 и 46 Основ ценообразования Департамент необоснованно учел прочие доходы предприятия в сумме <...> тысяча рублей и исключил из состава расходов расходы на услуги кредитных учреждений (банков) по процентам на пополнение оборотных средств в сумме <...> тысячи рублей.
Указанные доводы опровергнуты Департаментом. Из расчета необходимого уровня рентабельности при оказании услуг холодного водоснабжения питьевой и технической водой, водоотведения, оказываемых ОАО "Ярославльводоканал" на <...>, видно, что прочие доходы учтены Департаментом в размере <...> тысяча рублей в соответствии с предложением организации (том <...> лист дела <...>). Предложение организацией учета при расчете тарифа дохода от прочей деятельности в таком размере подтверждается расчетом необходимого уровня рентабельности ОАО "Ярославльводоканал" на <...>, представленным организацией в составе документации для утверждения тарифа (том <...> лист дела <...>).
Кроме того, из вышеприведенного расчета необходимого уровня рентабельности, сделанного Департаментом в рамках проведения экспертизы, видно, что прочие расходы организации учтены Департаментом в размере <...> тысяч рублей, в том числе налог на имущество - <...> тысячи рублей и прочее в сумме <...> рубля (том <...> лист дела <...>).
Департаментом суду представлена таблица с указанием учтенных им позиций, составляющих прочие расходы в сумме <...> тысячи рублей (том <...> лист дела <...>). Из таблицы видно, что Департаментом в составе данных расходов учтены расходы на оплату услуг банка в размере <...> тысячи рублей. В свою очередь из расчета прочих расходов по ОАО "Ярославльводоканал" на <...> (том <...> лист дела <...>), представленных заявителем в регулирующий орган в составе документации для утверждения тарифа, видно, что организацией данные расходы предложены к учету в сумме <...> тысячи рублей.
Таким образом, доводы о нарушении Департаментом пунктов 14 и 46 Основ ценообразования в виде необоснованного учета прочих доходов и исключения части прочих расходов при рассмотрении дела не подтвердились.
В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в случае, если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования "недополученные доходы" - доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации) объема поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объемом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчета при установлении тарифов.
Из материалов дела видно, что ОАО "Ярославльводоканал" при расчете тарифа на <...> просило учесть недополученные доходы за <...> - <...> в сумме <...> тысячи рублей (в том числе за <...> - <...> тысяч рублей). Указанные недополученные доходы, как указывает заявитель, возникли в связи с оказанием предприятием услуг в объеме меньшем, чем было определено Департаментом при установлении тарифа на соответствующий год.
Судом исследовано заявление на возмещение убытков от <...>, а также приложенные к нему таблицы анализа за <...> - <...> по сравнению с данными при установлении тарифа (том <...> листы дела <...>).
Указанные документы подтверждают лишь поставку услуг по холодному водоснабжению питьевой и технической водой, а также водоотведению в объеме меньшем, чем это предусмотрено при установлении тарифа.
Однако в соответствии с вышеприведенным понятием "недополученных доходов" заявитель обязан был также доказать, что снижение объема поданной воды или принятых сточных вод возникло по причинам, не зависящим от организации. Таких доказательств ОАО "Ярославльводоканал" в регулирующий орган не представил.
При таких обстоятельствах, установленной в пункте 15 Основ ценообразования обязанности Департамента по учету размера недополученных доходов прошлых периодов регулирования при установлении тарифа на <...> не возникло.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что Приложение № 1 Приказа Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 10 декабря 2013 года № 127-вс/во подлежит признанию недействующим в связи с тем, что утвержденные данным нормативным актом тарифы определены в противоречии пункту 29 Основ ценообразования, выразившемся в неучете динамики отпуска воды и приема сточных вод за последние три года, а также в противоречии пунктам 38, 40, 51 Основ ценообразования, выразившемся в исключении части экономически обоснованных расходов на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем.
Учитывая, что данный нормативный акт применялся в течение почти десяти месяцев <...>, суд полагает необходимым признание его недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 251 - 253 ГПК РФ, суд
решил:
Признать Приложение № 1 "Тарифы на питьевую, техническую воду и водоотведение, устанавливаемые для открытого акционерного общества "Ярославльводоканал" на <...> (с разбивкой на календарные периоды) Приказа Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 10 декабря 2013 года № 127-вс/во недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Е.Ю.ЩЕГОЛЬКОВА
------------------------------------------------------------------