Решение Кировского районного суда г. Ярославля от 10.01.2014 по делу N 2-762/14 <О признании недействующим Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 23.07.2013 N 140, в части определения полномочий муниципалитета города Ярославля, предусмотренных пунктами 5.5, 8.2.2, 8.2.3, 8.3.2, 9.2, 9.3, 10.2, 10.4, 10.5, 10.6, 10.7>
КИРОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 января 2014 г. по делу № 2-762/14
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Мухина А.В.,
при секретаре И.О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Ярославля о признании недействующим (в части) Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля № 140 от 23 июля 2013 года,
установил:
Прокурор города Ярославля обратился в суд с заявлением о признании недействующим Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля № 140 от 23 июля 2013 года, в части определения полномочий муниципалитета города Ярославля, предусмотренных пунктами 5.5, 8.2.2, 8.2.3, 8.3.2, 9.2, 9.3, 10.2, 10.4, 10.5, 10.6, 10.7 Положения.
В обоснование заявленного требования указал, что п.п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения могут устанавливаться федеральными законами, уставами муниципальных образований (ч. 1.1 ст. 17 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно ч. 1 ст. 34 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования (ч. 3 ст. 34, ч. 1 ст. 44 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В силу ч. 2 и 3 ст. 43 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования.
Решением муниципалитета города Ярославля № 42 от 16.10.1995 г. утвержден Устав города Ярославля, определивший полномочия органов местного самоуправления г. Ярославля.
При этом, согласно статье 68 Устава города Ярославля к исключительной компетенции муниципалитета города относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города.
Статьей 98 Устава города Ярославля вопросы осуществления от имени города прав собственника в отношении муниципального имущества отнесены к полномочиям мэрии города (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования).
Аналогичной нормы статьи 68 и 69 Устава города Ярославля, определяющие компетенцию муниципалитета города, не содержат.
Таким образом, Устав города Ярославля не содержит нормы права, определяющей полномочия представительного органа городского самоуправления на осуществление от имени города прав собственника в отношении муниципального имущества.
Решением муниципалитета города Ярославля № 140 от 23.07.2013 г. "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля" разграничены полномочия между мэрией г. Ярославля и муниципалитетом города по вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом. При этом, в случаях, предусмотренных пунктами 5.5, 8.2.2, 8.2.3, 8.3.2, 9.2, 9.3, 10.2, 10.4, 10.5, 10.6, 10.7 Положения, полномочия, связанные с осуществлением от имени города прав собственника в отношении муниципального имущества, в нарушение требований ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Устава города Ярославля переданы представительному органу (муниципалитету г. Ярославля).
В связи с чем, прокурор города Ярославля (с учетом дополнения заявленных требований уточненным заявлением от <...>) просил суд признать противоречащими Федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставу города Ярославля и недействующими со дня вступления в силу следующие нормы Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля № 140 от 23 июля 2013 года:
- пункт 5.5 Положения в части полномочий муниципалитета города по решению вопроса о продаже муниципального имущества;
- пункт 8.2.2 Положения в части полномочий муниципалитета города по решению вопросов о мене муниципального имущества, закрепленного за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения;
- пункт 8.2.3 Положения в части полномочий муниципалитета города по решению вопросов о мене муниципального имущества;
- пункт 8.3.2 Положения в части полномочий муниципалитета города по решению вопросов об отчуждении муниципального имущества, в отношении которого не распространяются федеральные законы о приватизации;
- пункт 9.2 Положения в части полномочий муниципалитета города по решению вопроса о передаче в залог муниципального имущества;
- пункт 9.3 Положения в части полномочий муниципалитета города по вопросу дачи согласия на передачу в залог муниципального имущества, закрепленного за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения;
- пункт 10.2 Положения в части полномочий муниципалитета города по принятию решений об участии города Ярославля в хозяйственных обществах;
- пункт 10.4 Положения в части слов "за исключением полномочий, закрепленных Положением и иными муниципальными правовыми актами за муниципалитетом города";
- пункт 10.5 Положения;
- пункт 10.6 Положения в части полномочий муниципалитета города по согласованию письменных указаний позиции акционера;
- пункт 10.7 Положения в части полномочий муниципалитета города по принятию решений, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров в обществах, 100% акций, долей уставного капитала которых находятся в муниципальной собственности.
В судебном заседании представители прокурора г. Ярославля - Алькаева И.В. и Андреева И.М., действующие на основании служебных удостоверений, заявленные прокурором требования поддержали согласно доводам, приведенным в заявлении.
Представители муниципалитета г. Ярославля: О.А.М., Н.О.Е., К.М.В., М.А.Г. против удовлетворения требований прокурора возражали, отмечая, что оспариваемые прокурором нормы Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля № 140 от 23 июля 2013 года, требованиям ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Устава города Ярославля не противоречат. Правовая позиция муниципалитета г. Ярославля относительно рассматриваемого спора изложена в отзыве на заявление прокурора, представленном в материалы дела.
Представители мэрии г. Ярославля - Х.А.Н. и С.Е.А., действующие на основании доверенностей, заявленные прокурором требования поддержали согласно доводам, изложенным в заявлении прокурора и отзыве на него, представленном в материалы дела.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований ввиду следующего.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Как следует из пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Анализ оспариваемого прокурором Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля № 140 от 23 июля 2013 года, позволяет сделать вывод, что в нем содержатся правовые нормы, рассчитанные на их неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений в сфере управления имуществом муниципального образования.
Таким образом, оспариваемый прокурором правовой акт является нормативным и проверка его законности проводится судом в порядке главы 24 ГПК РФ.
В силу ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в пунктах 4 и 7 постановления "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ.
При обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку статья 251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность.
В связи с чем, прокурор города Ярославля имеет соответствующие полномочия на обращение в суд с заявлением о признании недействующим (в части) Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля.
Согласно пункту 6 решения муниципалитета города Ярославля № 140 от 23 июля 2013 года, утвердившего Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля, настоящее решение вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования.
Как следует из материалов дела, данное решение опубликовано в газете "Городские новости" № <...> от <...>, соответственно, на момент рассмотрения спора судом является действующим нормативным правовым актом.
По мнению прокурора, отдельные правовые нормы, предусмотренные пунктами 5.5, 8.2.2, 8.2.3, 8.3.2, 9.2, 9.3, 10.2, 10.4, 10.5, 10.6, 10.7 Положения, в части передачи муниципалитету г. Ярославля ряда полномочий, связанных с осуществлением от имени города прав собственника в отношении муниципального имущества, противоречит требованиям ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Устава города Ярославля.
Суд соглашается с указанными доводами прокурора ввиду следующего.
В силу статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.
Вместе с тем, конкретные полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в силу ч. 1.1 ст. 17 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ устанавливаются федеральными законами, уставами муниципальных образований.
Вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, п.п. 3 ч. 1 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Согласно ч. 1 ст. 34 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу п.п. 5 и 9 ч. 10 ст. 35 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (ч. 11 ст. 35 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии с ч. 1 ст. 37 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) полномочиями по решению вопросов местного значения наделяется уставом муниципального образования.
Согласно ч. 2 и 3 ст. 43 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования.
Решением муниципалитета города Ярославля № 42 от 16.10.1995 г. утвержден Устав города Ярославля, определивший полномочия органов местного самоуправления г. Ярославля.
При этом, статьей 68 Устава города Ярославля к исключительной компетенции муниципалитета города относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города; а также контроль за исполнением органами городского самоуправления и должностными лицами городского самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, что полностью соотносится с полномочиями представительного органа муниципального образования, определенными ч. 10 ст. 35 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Статья 69 Устава города Ярославля к полномочиям муниципалитета города также относит: определение порядка и условий приватизации муниципального имущества в соответствии с федеральными законами; принятие решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью; принятие решения о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов, установление порядка участия представителей города в органах управления автономных некоммерческих организаций (п.п. 48, 49, 50 ч. 1 ст. 69 Устава).
В то же время в силу ст. 69 Устава города Ярославля муниципалитет города может осуществлять и иные полномочия, отнесенные к полномочиям представительных органов муниципальных образований федеральными законами, законами Ярославской области, настоящим Уставом.
Статьей 98 Устава города Ярославля вопросы осуществления от имени города прав собственника в отношении муниципального имущества в порядке, установленном муниципалитетом города, отнесены к полномочиям мэрии города (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования). Аналогичной нормы статьи 68 и 69 Устава города Ярославля, определяющие компетенцию муниципалитета города, не содержат.
Таким образом, Устав города Ярославля не содержит нормы права, определяющие полномочия представительного органа городского самоуправления на осуществление от имени города прав собственника в отношении муниципального имущества.
Вместе с тем, пункт 5.5 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля № 140 от 23 июля 2013 года, определяет, что "в исключительных случаях муниципальное имущество, находящееся в хозяйственном ведении, может быть продано муниципальным унитарным предприятием путем проведения открытого аукциона либо иным способом, прямо предусмотренным законодательством Российской Федерации, по решению муниципалитета города. Порядок организации открытого аукциона утверждается муниципалитетом города".
Положения настоящего пункта в части определения полномочий муниципалитета города на принятие им решения о продаже муниципальным унитарным предприятием муниципального имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, являются незаконными, поскольку не соответствуют полномочиям муниципалитета г. Ярославля, установленным Уставом города Ярославля и вытекающим из положений ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Кроме того, суд отмечает, что согласно ст. 295 ГК РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
В соответствии со ст. 20 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" № 161-ФЗ собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок.
При этом, собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе впоследствии распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия на то предприятия (п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Таким образом, отчуждение муниципальным унитарным предприятием муниципального имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, допускается исключительно по инициативе самого предприятия при согласовании данного вопроса с собственником имущества.
Отнесение разрешения данного вопроса к компетенции собственника данного имущества незаконно.
Пункт 8.2.2 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля определяет, что "муниципальное имущество, закрепленное за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, с согласия муниципалитета города может быть обменено на другое равноценное имущество при условии соблюдения интересов города Ярославля".
Положения настоящего пункта в части определения полномочий муниципалитета города по согласованию мены муниципального имущества, закрепленного за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, являются незаконными, поскольку не соответствуют полномочиям муниципалитета г. Ярославля, установленным Уставом города Ярославля и вытекающим из положений ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Пункт 8.2.3 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля определяет, что "решение о мене муниципального имущества, за исключением имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий, принимает муниципалитет города".
Положения настоящего пункта в части определения полномочий муниципалитета города на принятие им решения о мене муниципального имущества, не находящегося в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий, являются незаконными, поскольку не соответствуют полномочиям муниципалитета г. Ярославля, установленным Уставом города Ярославля и вытекающим из положений ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно пункту 8.3.1 Положения отчуждение муниципального имущества, в отношении которого не распространяются федеральные законы о приватизации, осуществляется в соответствии с иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Пункт 8.3.2 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля определяет, что "решение об отчуждении указанного в подпункте 8.3.1 Положения муниципального имущества принимает муниципалитет города".
Положения настоящего пункта в части определения полномочий муниципалитета города на принятие им решения об отчуждении муниципального имущества, в отношении которого не распространяются федеральные законы о приватизации, являются незаконными, поскольку не соответствуют полномочиям муниципалитета г. Ярославля, установленным Уставом города Ярославля и вытекающим из положений ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Пункт 9.2 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля определяет, что "решение о передаче муниципального имущества в залог принимает муниципалитет города Ярославля".
Положения настоящего пункта в части определения полномочий муниципалитета города на принятие им решения о передаче муниципального имущества в залог, являются незаконными, поскольку не соответствуют полномочиям муниципалитета г. Ярославля, установленным Уставом города Ярославля и вытекающим из положений ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Пункт 9.3 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля определяет, что "передача в залог муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за унитарным предприятием, может осуществляться предприятием только с согласия муниципалитета города".
Положения настоящего пункта в части определения полномочий муниципалитета города по согласованию передачи в залог муниципального имущества, закрепленного за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, являются незаконными, поскольку не соответствуют полномочиям муниципалитета г. Ярославля, установленным Уставом города Ярославля и вытекающим из положений ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Пункт 10.2 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля определяет, что "решение об участии города Ярославля в хозяйственных обществах принимает муниципалитет города".
Положения настоящего пункта в части определения полномочий муниципалитета города на принятие им решения об участии города Ярославля в хозяйственных обществах, за исключением создания межмуниципальных хозяйственных обществ, являются незаконными, поскольку не соответствуют полномочиям муниципалитета г. Ярославля, установленным Уставом города Ярославля и вытекающим из положений ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу ч. 1 ст. 68 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Соответствующие полномочия муниципалитета г. Ярославля по созданию межмуниципальных хозяйственных обществ предусмотрены и Уставом города Ярославля (п. 49 ч. 1 ст. 69 Устава).
Между тем, полномочия по принятию решений о создании иных хозяйственных обществ к компетенции представительного органа местного самоуправления ни ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ни Уставом города Ярославля не отнесены.
Согласно Уставу города Ярославля соответствующими полномочиями обладает мэрия г. Ярославля в порядке реализации ею прав собственника муниципального имущества в форме внесения данного имущества в уставные капиталы хозяйственных обществ.
Пункт 10.4 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля определяет, что "управление и распоряжение акциями от имени города Ярославля осуществляет мэрия г. Ярославля, за исключением полномочий, закрепленных Положением и иными муниципальными правовыми актами за муниципалитетом города".
Положения настоящего пункта в части слов "за исключением полномочий, закрепленных Положением и иными муниципальными правовыми актами за муниципалитетом города", являются незаконными, поскольку не соответствуют полномочиям муниципалитета г. Ярославля, установленным Уставом города Ярославля и вытекающим из положений ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Пункт 10.5 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля определяет, что "представители города Ярославля в органах управления и ревизионных комиссиях открытых акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью назначаются муниципалитетом города. Представитель действует на основании доверенности, выданной муниципалитетом города".
Положения настоящего пункта являются незаконными, поскольку не соответствуют полномочиям муниципалитета г. Ярославля, установленным Уставом города Ярославля и вытекающим из положений ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Пункт 10.6 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля определяет, что "позиция акционера по вопросам повестки дня общего собрания акционеров, участника общества по вопросам повестки дня общего собрания участников общества (иным вопросам управления хозяйственным обществом) должна формироваться исходя из экономических интересов города Ярославля, необходимости увеличения доходов бюджета города и отражаться в письменных указаниях, выдаваемых мэрией г. Ярославля по согласованию с муниципалитетом города".
Положения настоящего пункта в части определения полномочий муниципалитета города по согласованию письменных указаний мэрии города Ярославля позиции акционера, участника общества, являются незаконными, поскольку не соответствуют полномочиям муниципалитета г. Ярославля, установленным Уставом города Ярославля и вытекающим из положений ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Пункт 10.7 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля определяет, что "в случае если 100 процентов акций открытого акционерного общества, доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, составляющая 100 процентов его уставного капитала, находятся в муниципальной собственности, все решения по вопросам компетенции общего собрания акционеров либо участников общества принимаются муниципалитетом города".
Положения настоящего пункта являются незаконными, поскольку не соответствуют полномочиям муниципалитета г. Ярославля, установленным Уставом города Ярославля и вытекающим из положений ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При этом, суд критически относится к доводам представителей муниципалитета г. Ярославля о том, что оспариваемыми прокурором полномочиями муниципалитета фактически были реализованы его контрольные функции за исполнением органами городского самоуправления и должностными лицами городского самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, а также определению порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города, усматривая в данных полномочиях непосредственное принятие решений по вопросам, вытекающим из полномочий собственника, коими муниципалитет г. Ярославля ни положениями ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ни Устава города Ярославля не наделен. Соответствующими полномочиями собственника в отношении муниципального имущества, включающими в себя в силу положений ст. 210 ГК РФ полномочия владения, пользования и распоряжения данным имуществом, но в порядке, установленном муниципалитетом города, Уставом города Ярославля наделена исключительно мэрия г. Ярославля.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Однако, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (ч. 2 ст. 253 ГПК РФ).
Доводы представителей муниципалитета г. Ярославля о том, что часть оспариваемых прокурором правовых норм Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля № 140 от 23 июля 2013 года, соответствует нормам ранее действовавшего Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля № <...> от <...>, правового значения для рассмотрения настоящего гражданского дела не имеет, как и положительное заключение прокурора города Ярославля на проект Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля, впоследствии утвержденного решением муниципалитета города Ярославля № 140 от 23 июля 2013 года, а также подписание данного решения первым заместителем мэра г. Ярославля по вопросам социальной политики и культуры.
Учитывая, что в период действия оспариваемого прокурором нормативного правового акта происходила реализация прав граждан и организаций, суд считает целесообразным признание его недействующим и неподлежащим применению (в части) со дня вступления в законную силу настоящего судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Требования прокурора города Ярославля удовлетворить.
Признать недействующим и неподлежащим применению со дня вступления в законную силу настоящего судебного решения следующие нормы Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля № 140 от 23 июля 2013 года:
- пункт 5.5 Положения в части определения полномочий муниципалитета города на принятие им решения о продаже муниципальным унитарным предприятием муниципального имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения;
- пункт 8.2.2 Положения в части определения полномочий муниципалитета города по согласованию мены муниципального имущества, закрепленного за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения;
- пункт 8.2.3 Положения в части определения полномочий муниципалитета города на принятие им решения о мене муниципального имущества, не находящегося в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий;
- пункт 8.3.2 Положения в части определения полномочий муниципалитета города на принятие им решения об отчуждении муниципального имущества, в отношении которого не распространяются федеральные законы о приватизации;
- пункт 9.2 Положения в части определения полномочий муниципалитета города на принятие им решения о передаче муниципального имущества в залог;
- пункт 9.3 Положения в части определения полномочий муниципалитета города по согласованию передачи в залог муниципального имущества, закрепленного за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения;
- пункт 10.2 Положения в части определения полномочий муниципалитета города на принятие им решения об участии города Ярославля в хозяйственных обществах, за исключением создания межмуниципальных хозяйственных обществ;
- пункт 10.4 Положения в части слов "за исключением полномочий, закрепленных Положением и иными муниципальными правовыми актами за муниципалитетом города";
- пункт 10.5 Положения;
- пункт 10.6 Положения в части определения полномочий муниципалитета города по согласованию письменных указаний мэрии города Ярославля позиции акционера, участника общества;
- пункт 10.7 Положения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья
А.В.МУХИН
------------------------------------------------------------------