Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление Правительства ЯО от 13.02.2014 N 114-п "Об утверждении комплексного проекта "Молодое поколение Ярославии"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 февраля 2014 г. № 114-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОГО ПРОЕКТА
"МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ ЯРОСЛАВИИ"

В соответствии с распоряжением Губернатора области от 06.03.2013 № 112-р "О мерах, принимаемых органами и учреждениями системы профилактики, по предупреждению преступности несовершеннолетних на территории Ярославской области" и в целях координации действий в сфере воспитания обучающихся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного образования

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемый комплексный проект "Молодое поколение Ярославии".

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области обеспечить участие в реализации проекта, указанного в пункте 1.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Костина В.Г.

4. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Губернатор области
С.Н.ЯСТРЕБОВ





Утвержден
постановлением
Правительства области
от 13.02.2014 № 114-п

КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОЕКТ
"МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ ЯРОСЛАВИИ"

I. Общие положения и краткий анализ ситуации

1. Модернизация и поддержка среды воспитания и социализации детей и молодежи Ярославской области требуют участия различных субъектов, обеспечиваются ресурсами государственных и общественных организаций и ведомств. Управлять такой структурой затруднительно без действующих и постоянно актуализирующихся механизмов согласования планов, видов и форм инициируемой в интересах детей и молодежи деятельности.
Содержание социализации и воспитания в сферах образования, культуры, спорта, молодежной политики, деятельности общественных организаций задается государством, оно многоаспектно и фиксирует необходимость выработки каждым субъектом Российской Федерации системообразующего решения, гарантирующего комплексность регионального подхода.
Важно разработать и согласовать региональную концепцию воспитания и социализации детей и молодежи Ярославской области на перспективу до 2018 года - взаимосвязанные и вытекающие друг из друга идеи, принципы и механизмы, реализующиеся на межведомственной основе, с учетом интеграции ресурсов ведомств и организаций социальной сферы.
Комплексный проект "Молодое поколение Ярославии" (далее - проект) должен быть осмыслен как целостность, сопровожден и поддержан разными специалистами (от учителя до педагога дополнительного образования, от психолога до тренера, вожатого, тьютора, воспитателя и др.).
2. К сильным сторонам деятельности по воспитанию и социализации в регионе относятся:
- государственная поддержка деятельности детских и молодежных общественных организаций;
- стабильная сеть государственных организаций в сфере образования, культуры, спорта, обеспечивающая занятость детей и молодежи на должном уровне;
- действующая модель поддержки одаренных детей, в том числе программа поддержки детей с математической одаренностью;
- многообразие видов и форм социальной деятельности детей и молодежи, инициированной различными организациями и ведомствами (проекты, фестивали, конкурсы, соревнования, конференции, лагеря и др.);
- реализация волонтерских программ и проектов в социальной сфере;
- функционирование органов государственно-общественного управления и других форм согласования интересов граждан (управляющие советы в образовании, общественные и координационные советы, ассоциации и др.);
- успешная реализация программ формирования информационной грамотности населения, телекоммуникационных проектов;
- опыт возрождения комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);
- интеллектуальные программы и медиаконкурсы ("Умники и умницы" и др.);
- региональные инновационные разработки отдельных организаций и ведомств в сфере воспитания и социализации (технология саморазвития личности, опыт организации проблемно-тематических дней, марафоны добрых дел, формирование портфолио и др.), признанные на уровне Российской Федерации, научные школы в сфере педагогики и культуры;
- опыт интеграции общего и дополнительного образования детей, взаимодействия организаций образования, культуры, спорта;
- поддержка социально значимой и спортивной деятельности по месту жительства (возрождение дворовых команд, создание необходимой инфраструктуры, подготовка аниматоров);
- реализация региональных программ инклюзивного образования ("Доступная среда" и др.).
3. Слабыми сторонами можно считать:
- несистемное привлечение инвесторов в социальные программы и проекты;
- недостаточную реализацию дополнительных образовательных программ, учитывающих интересы и потребности современного поколения Ярославии, отсутствие инфраструктуры, обслуживающей эти интересы и потребности;
- действующие программы поликультурного образования.
4. К возможностям можно отнести:
- образовательные центры образования, спорта, культуры (социокультурные комплексы);
- переговорные площадки социальной сферы;
- существующие дистанционные и телекоммуникационные региональные проекты в сфере воспитания и социализации;
- поликультурное образование;
- интеграционную и координирующую деятельность государственных образовательных организаций;
- развитие инфраструктуры досуга и спорта по месту жительства.
5. Выделяются следующие риски:
- низкий инновационный потенциал населения области;
- ориентация высококвалифицированных специалистов на отъезд в г. Москву и в г. С.-Петербург;
- зависимость социальной сферы от бюджетных ассигнований (в том числе федеральных программ);
- необходимость капитальных вложений в инфраструктуру (в сфере образования, культуры, спорта);
- пассивность отдельных групп молодежи, приоритет занятости в сфере торговли, досуга и развлечений.
6. Основные проблемы:
- отсутствие у большинства населения приоритета высших ценностей, позиционируемых в качестве ключевых результатов воспитания и социализации, таких как гражданская идентичность, общественная активность, социально полезный труд, здоровье и безопасный стиль жизни;
- невыстроенность регионального механизма взаимодействия организаций и ведомств образования, культуры, спорта, молодежной политики, государственного и негосударственного секторов;
- высокая степень нетерпимости между социальными группами - субкультурами богатых/бедных, русских/мигрантов;
- слабая включенность родителей, общественности в управление процессами социализации и воспитания;
- низкая степень развития "социальной инфраструктуры" (музеев, внутренних туристических маршрутов, театров, зон отдыха, досуга, спорта) в большинстве муниципальных районов области;
- недостаточное владение работниками социальной сферы, педагогами, населением, работающим с детьми и молодежью, методиками проектной деятельности (социальным проектированием), ориентированными на детей и подростков.
Коллективы организаций социальной сферы и общественность зачастую не имеют ясного понимания стратегических задач воспитания и социализации, в том числе в формировании навыков разработки и реализации социально значимых проектов. Это ведет к дезорганизации систем воспитательной работы разного уровня, разрушению единого воспитательного пространства образовательного учреждения, муниципального района, региона. Однако социальная сфера Ярославской области обладает богатым творческим потенциалом и способна изыскать внутренние резервы для разрешения сегодняшних проблем.
Стратегическая цель воспитания и социализации в Ярославской области - подготовка поколения ("класса развития") нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране в условиях информационного общества и рыночной экономики.
7. Ключевые ценности проекта:
- ценность труда (поддержка школьных компаний, волонтерского движения, программ летнего отдыха, праздников труда и т.п.);
- ценность книги и чтения (библиотеки, фестивали доступной книги, просветительские программы и т.п.);
- ценность здоровья (спортивные площадки по месту жительства, социальная реклама и т.п.);
- ценность Ярославии (поддержка музеев, программ по краеведению, детского просветительского школьного телевидения и т.п.);
- ценность толерантности (организация инклюзивного образования, реализация программ поликультурного образования, поддержка проектов межрегионального и международного сотрудничества);
- ценность гражданской активности (детские и молодежные организации, переговорные площадки, школа молодых политиков, школа предпринимателей и социального проектирования);
- ценность развивающего досуга (организация семейного отдыха, в том числе выходного дня, развитие внутреннего туризма).
8. Планируемые результаты проекта:
- разработана, обсуждена и принята региональная концепция воспитания и социализации детей и молодежи Ярославской области на перспективу до 2018 года;
- функционирует региональный портал "Молодое поколение Ярославии";
- обеспечена поддержка социально значимой деятельности детей и молодежи (подготовка координаторов, методические рекомендации с примерами успешных социальных проектов и инициатив);
- организовано ведение летописи добрых дел (на уровне государственных и общественных организаций, муниципальном и региональном уровне, с использованием возможностей портала "Молодое поколение Ярославии");
- реализована программа регионального фестиваля "Летопись добрых дел" с представлением результатов лучших социально значимых проектов Ярославской области.

II. Этапы реализации проекта

№ п/п
Наименование этапа, мероприятия
Координатор
1
2
3
1. Организационный (до 25 февраля 2014 года)
1.1
Разработка и утверждение плана мероприятий по реализации проекта
ДО
1.2
Информирование о проекте всех заинтересованных организаций и ведомств
ДО
2. Инфраструктурный (до 20 марта 2014 года)
2.1
Формирование постоянно действующей рабочей группы по реализации проекта
ДО
2.2
Разработка и обсуждение концепции портала "Молодое поколение Ярославии"
ДО, ДК, АДМ, АФКиС
2.3
Разработка и тестирование первой версии портала "Молодое поколение Ярославии"
ДО, ДК, АДМ, АФКиС
2.4
Разработка, издание, тиражирование методических рекомендаций по разработке и реализации социально значимых проектов, ведению летописи добрых дел
ДО, ДК, АДМ, АФКиС, ДТР
3. Этап разработки (до 01 июня 2014 года)
3.1
Организация разработки и обсуждения региональной концепции воспитания и социализации детей и молодежи Ярославской области на перспективу до 2018 года
ДО, ДК, АДМ, АФКиС, УСД
3.2
Формирование на портале "Молодое поколение Ярославии" региональной версии летописи добрых дел (для представления результатов лучших социально значимых проектов)
ДО, ДК, АДМ, АФКиС, УСД, УМК
3.3
Разработка и обсуждение положения о региональном фестивале "Летопись добрых дел", информирование заинтересованных организаций и ведомств о проведении муниципального этапа регионального фестиваля
ДО, ДК, ДОС, АДМ, АФКиС, ДТР, УСД
4. Апробационный (до 01 ноября 2014 года)
4.1
Утверждение региональной концепции воспитания и социализации детей и молодежи Ярославской области на перспективу до 2018 года
заместитель Губернатора области Костин В.Г.
4.2
Проведение муниципального этапа регионального фестиваля "Летопись добрых дел"
ДО, ДК, АДМ, АФКиС, ДТР, УСД, ОМС
5. Презентационный (до 01 января 2015 года)
5.1
Выставление лучших социально значимых проектов региона на портале "Молодое поколение Ярославии"
ДО, ДК, АДМ, АФКиС
5.2
Проведение регионального фестиваля "Летопись добрых дел"
ДО, ДК, ДОС, АДМ, АФКиС
5.3
Обсуждение итогов проекта
рабочая группа по реализации проекта
5.4
Формирование по итогам проекта электронной версии книги "Летопись добрых дел"
ДО

Список сокращений, используемых в таблице

АДМ - агентство по делам молодежи Ярославской области
АФКиС - агентство по физической культуре и спорту Ярославской области
ДК - департамент культуры Ярославской области
ДО - департамент образования Ярославской области
ДОС - департамент общественных связей Ярославской области
ДТР - департамент территориального развития Ярославской области
ОМС - органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области
УМК - управление массовых коммуникаций Правительства области
УСД - управление по социальной и демографической политике Правительства области.

III. Управление проектом

Управление проектом осуществляет рабочая группа по реализации проекта, состоящая из представителей структурных подразделений аппарата Правительства области и органов исполнительной власти области, в компетенцию которых входят вопросы управления социальной сферой: департамента образования Ярославской области, агентства по делам молодежи Ярославской области, агентства по физической культуре и спорту Ярославской области, департамента культуры Ярославской области, департамента территориального развития Ярославской области, управления по социальной и демографической политике Правительства области, управления массовых коммуникаций Правительства области.
Рабочая группа по реализации проекта собирается по инициативе департамента образования Ярославской области по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал, заслушивает отчет о ходе реализации проекта, принимает решение о его корректировке.
По мере необходимости органы исполнительной власти области, в компетенцию которых входят вопросы управления социальной сферой, могут назначать координаторами отдельных направлений проекта государственные учреждения, находящиеся в их функциональной подчиненности.


------------------------------------------------------------------