Типы документов

Реклама

Партнеры

Апелляционное определение Ярославского областного суда от 31.03.2014 по делу N 33-1874/2014 <Об оставлении без изменения решения Кировского районного суда г. Ярославля от 10.01.2014, которым было признано недействующим Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля, утвержденное решением муниципалитета города Ярославля от 23.07.2013 N 140, в части определения полномочий муниципалитета города Ярославля, предусмотренных пунктами 5.5, 8.2.2, 8.2.3, 8.3.2, 9.2, 9.3, 10.2, 10.4, 10.5, 10.6, 10.7>



ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 марта 2014 г. по делу № 33-1874/2014

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Басковой Г.Б.
судей Бачинской Н.Ю. и Маренниковой М.В.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Басковой Г.Б.
31 марта 2014 года
дело по апелляционной жалобе муниципалитета г. Ярославля на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 10 января 2014 года, которым постановлено:
Требования прокурора города Ярославля удовлетворить.
Признать недействующими и не подлежащими применению со дня вступления в законную силу настоящего судебного решения следующие нормы Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля № 140 от 23 июля 2013 года:
- пункт 5.5 Положения в части определения полномочий муниципалитета города на принятие им решения о продаже муниципальным унитарным предприятием муниципального имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения;
- пункт 8.2.2 Положения в части определения полномочий муниципалитета города по согласованию мены муниципального имущества, закрепленного за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения;
- пункт 8.2.3 Положения в части определения полномочий муниципалитета города на принятие им решения о мене муниципального имущества, не находящегося в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий;
- пункт 8.3.2 Положения в части определения полномочий муниципалитета города на принятие им решения об отчуждении муниципального имущества, в отношении которого не распространяются федеральные законы о приватизации;
- пункт 9.2 Положения в части определения полномочий муниципалитета города на принятие им решения о передаче муниципального имущества в залог;
- пункт 9.3 Положения в части определения полномочий муниципалитета города по согласованию передачи в залог муниципального имущества, закрепленного за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения;
- пункт 10.2 Положения в части определения полномочий муниципалитета города на принятие им решения об участии города Ярославля в хозяйственных обществах, за исключением создания межмуниципальных хозяйственных обществ;
- пункт 10.4 Положения в части слов "за исключением полномочий, закрепленных Положением и иными муниципальными правовыми актами за муниципалитетом города";
- пункт 10.5 Положения;
- пункт 10.6 Положения в части определения полномочий муниципалитета города по согласованию письменных указаний мэрии города Ярославля позиции акционера, участника общества;
- пункт 10.7 Положения.
Заслушав доклад судьи областного суда Басковой Г.Б., объяснения представителя муниципалитета г. Ярославля по доверенности <...> в поддержание доводов жалобы, возражения представителей прокуратуры г. Ярославля <...> и <...> по доводам жалобы, возражения представителя мэрии г. Ярославля по доверенности <...> по доводам жалобы, судебная коллегия

установила:

Прокурор города Ярославля обратился в суд с заявлением о признании недействующим Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 23 июля 2013 года за № 140, в части определения полномочий муниципалитета города Ярославля, предусмотренных пунктами 5.5, 8.2.2, 8.2.3, 8.3.2, 9.2, 9.3, 10.2, 10.4, 10.5, 10.6, 10.7 Положения.
В обоснование требований ссылался на то, что решением муниципалитета города Ярославля от 23.07.2013 г. № 140 "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля" разграничены полномочия между мэрией г. Ярославля и муниципалитетом города по вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом. При этом, в случаях, предусмотренных пунктами 5.5, 8.2.2, 8.2.3, 8.3.2, 9.2, 9.3, 10.2, 10.4, 10.5, 10.6, 10.7 Положения, полномочия, связанные с осуществлением от имени города прав собственника в отношении муниципального имущества, в нарушение требований ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Устава города Ярославля переданы представительному органу - муниципалитету г. Ярославля.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения - об отказе в удовлетворении заявленных требований. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального права. Указывается, что из положений статьи 3 Европейской хартии местного самоуправления, ратифицированной Федеральным законом от 11.04.1998 № 55-ФЗ, статьи 132 Конституции РФ, статьи 68 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" можно сделать однозначный вывод о том, что представительным органам (в отличие от исполнительно-распорядительных) изначально предоставлено право управлять и распоряжаться муниципальной собственностью и определять порядок такого управления и распоряжения. Отсутствие данных полномочий у представительного органа противоречит положениям Европейской хартии местного самоуправления. Ни закон, ни Устав города Ярославля не содержит запретов или ограничений по поводу того, каким образом и в каких пределах муниципалитет может реализовывать свою контрольную функцию. Механизм, заложенный в Положении, предусматривает реализацию контрольной функции через наличие согласовательных процедур.
В возражениях на жалобу мэрия г. Ярославля просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда - без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, обсудив их, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит правовых оснований к отмене решения суда и подлежит оставлению без удовлетворения.
Удовлетворяя требования прокурора г. Ярославля, суд исходил из того, что положения оспариваемых пунктов Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 23 июля 2013 года № 140, не соответствуют полномочиям муниципалитета г. Ярославля, установленным Уставом города Ярославля и вытекающим из положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Судебная коллегия выводы суда считает правильными, соответствующими материалам дела и закону.
Доводы жалобы о нарушении судом норм материального права судебная коллегия считает несостоятельными.
Материальный закон, которым суд руководствовался при вынесении решения, истолкован и применен правильно.
Доводы жалобы о том, что из положений статьи 3 Европейской хартии местного самоуправления, ратифицированной Федеральным законом от 11.04.1998 № 55-ФЗ, статьи 132 Конституции РФ и статьи 68 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" можно сделать однозначный вывод о том, что представительным органам (в отличие от исполнительно-распорядительных) изначально предоставлено право управлять и распоряжаться муниципальной собственностью и что отсутствие данных полномочий у представительного органа противоречит положениям Европейской хартии местного самоуправления, являются несостоятельными.
В статье 3 Европейской хартии местного самоуправления закреплено понятие местного самоуправления, под которым понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения, а также то, каким образом осуществляется данное право.
Вместе с тем, конкретизация данного права осуществляется внутренним законодательством.
Согласно статье 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.
В силу пунктов 5 и 9 части 10 и части 11 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) полномочиями по решению вопросов местного значения наделяется уставом муниципального образования.
Решением муниципалитета города Ярославля от 16.10.1995 г. № 42 утвержден Устав города Ярославля, определивший полномочия органов местного самоуправления г. Ярославля.
Статьей 68 Устава города Ярославля к исключительной компетенции муниципалитета города относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города; а также контроль за исполнением органами городского самоуправления и должностными лицами городского самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Статья 69 Устава города Ярославля к полномочиям муниципалитета города также относит: определение порядка и условий приватизации муниципального имущества в соответствии с федеральными законами; принятие решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью;
принятие решения о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов, установление порядка участия представителей города в органах управления автономных некоммерческих организаций.
В то же время в силу статьи 69 Устава города Ярославля муниципалитет города может осуществлять и иные полномочия, отнесенные к полномочиям представительных органов муниципальных образований федеральными законами, законами Ярославской области, настоящим Уставом.
Статьей 98 Устава города Ярославля вопросы осуществления от имени города прав собственника в отношении муниципального имущества в порядке, установленном муниципалитетом города, отнесены к полномочиям мэрии города (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования).
Таких полномочий в положениях статей 68 и 69 Устава города Ярославля, определяющих компетенцию муниципалитета города, за последним не закреплено.
В статье 68 Федерального закона № 131-ФЗ закреплено право представительного органа муниципального образования по принятию решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.
Из вышеперечисленных норм закона следует, в настоящее время действующее законодательство не наделяет муниципалитет города Ярославля полномочиями собственника муниципального имущества. Вместе с тем, наличие исключительного полномочия на определение порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом не предоставляет муниципалитету права на закрепление за собой в таком порядке полномочий по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом.
Доводы жалобы о том, что ни закон, ни Устав города Ярославля не содержит запретов или ограничений по поводу того, каким образом и в каких пределах муниципалитет может реализовывать свою контрольную функцию за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, являются несостоятельными.
Статьей 68 Устава города Ярославля, воспроизводящей положения п.п. 5 части 10 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", за муниципалитетом г. Ярославля закреплено исключительное полномочие по определению порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом. Наличие данного исключительного полномочия не предоставляет муниципалитету города права на закрепление за собой в таком порядке полномочий по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, если такие полномочия не закреплены в Уставе муниципального образования, являющемся актом высшей юридической силы, призванном разграничивать полномочия между органами местного самоуправления.
Из содержания оспариваемых прокурором пунктов Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля № 140 от 23 июля 2013 года, следует, что часть полномочий, связанных с осуществлением от имени города прав собственника в отношении муниципального имущества, переданы муниципалитету города Ярославля.
Из смысла данных положений усматривается, что закрепленные в них полномочия относятся не к контрольным, а к распорядительным, которым обладает только собственник муниципального имущества.
При этом абзацем 2 части 15 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен запрет на управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.
Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией.
Поскольку доходы от распоряжения и иного использования муниципального имущества являются составной частью бюджета, при реализации решений о распоряжении муниципальным имуществом возникают обязательства города, исполняемые за счет бюджета, то посредством принятия муниципалитетом решений, направленных на управление и распоряжение муниципальным имуществом, осуществляется управление и распоряжении средствами бюджета в нарушение вышеуказанного запрета.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что судом первой инстанции не допущено нарушения норм материального права, постановленное решение не противоречит положениям статьи 3 Европейской хартии местного самоуправления и является законным и обоснованным. Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований к отмене решения и подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу муниципалитета г. Ярославля на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 10 января 2014 года оставить без удовлетворения.


------------------------------------------------------------------