Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.12.2014 по делу N А82-8284/2014 <О признании недействующим пункта 17 приложения N 1 к решению Думы Ростовского муниципального района Ярославской области от 04.04.2013 N 40 "Об установлении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории РМР" в части величины коэффициента функционального использования, превышающей значение 2,1>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 декабря 2014 г. по делу № А82-8284/2014

Резолютивная часть оглашена 24.11.2014.
Арбитражный суд Ярославской области в составе председательствующего Украинцевой Е.П., судей Мухиной Е.В. и Марусина В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куликовой А.А.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью "ГеоНеруд"
к Думе Ростовского муниципального района Ярославской области
с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципального казенного учреждения Ростовского муниципального района "Агентство земельных правоотношений",
с участием прокурора Ярославской области
о признании недействующим в части нормативного правового акта,
при участии:
от заявителя - Суворова И.Н. (представитель по доверенности от 17.10.2014 г.),
от ответчика - Ганьжина Л.В. (консультант-юрист, по доверенности от 24.07.2014 № 84),
от третьего лица - Морокуев А.В. (представитель по доверенности 13.01.2014 № 6),
от прокурора - Кузьмин А.Г., прокурор отдела гражданско-судебного надзора Прокуратуры Ярославской области

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ГеоНеруд" (далее - ООО "ГеоНеруд") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим пункта 1.2 Решения Думы Ростовского муниципального района Ярославской области от 28.11.2013 № 117 в отношении пункта 17 (производственные здания) приложения № 4 к решению Думы Ростовского муниципального района Ярославской области от 04.04.2013 № 40.
В ходе рассмотрения дела предъявленные требования представителем общества уточнены и сводятся к следующему. Заявитель просит признать недействующим пункт 17 приложения № 1 к решению Думы Ростовского муниципального района Ярославской области от 04.04.2013 № 40 "Об установлении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории РМР" (с изм. и доп.) в части, превышающей ставку 2,1. Уточнение требований принято судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Определением суда от 11.06.2014 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное казенное учреждение Ростовского муниципального района "Агентство земельных правоотношений".
В судебном заседании, состоявшемся 17.11.2014 г., объявлялся перерыв до 24.11.2014 г. 16.00 часов. После перерыва рассмотрение дела продолжено.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал уточненные требования и пояснил, что введенный в действие с 01.01.2014 г. коэффициент функционального использования в размере 6 по виду разрешенного использования, указанному в пункте 17 (производственные здания, прием вторсырья) приложения № 1 к решению Думы Ростовского муниципального района Ярославской области от 04.04.2013 № 40 "Об установлении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории РМР", является завышенным и экономически необоснованным. По мнению представителя ООО "ГеоНеруд", для целей расчета размера арендной платы за пользование соответствующими земельными участками в 2014 году подлежит применению ранее действовавший коэффициент в размере 2,1.
Ответчик и третье лицо представили отзыв на заявление и считают принятый акт соответствующим законодательству и обоснованным результатами предварительного исследования. Согласно позиции этих лиц, на 2013 год был введен временный переходный порядок применения соответствующих коэффициентов в целях их постепенного увеличения, который утратил свое действие с 01.01.2014 года.
Также представитель Думы Ростовского муниципального района Ярославской области указал на пропуск обществом срока подачи заявления в суд, установленного в ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Рассмотрением материалов дела коллегией судей установлено, что решением Думы Ростовского муниципального района от 04.04.2013 № 40 (далее - Решение № 40) утверждены коэффициенты функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Ростовского муниципального района, которые подлежат применению с 01.01.2013 года. В пункте 17 приложения № 1 к данному решению определен соответствующий коэффициент по виду разрешенного использования "производственные здания, прием вторсырья" в размере 6.
Вместе с тем в Решении № 40 указано, что в случае увеличения размера годовой арендной платы за использование земельных участков в 2013 году по сравнению с 2012 годом более чем на двадцать процентов следует применять пониженные коэффициенты функционального использования, установленные приложением № 4 Решения № 40.
В дальнейшем Думой Ростовского муниципального района принято решение от 30.05.2013 № 59 "О внесении изменений в решение Думы РМР № 40 от 04.04.2013 "Об установлении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Ростовского муниципального района", которое подлежит применению с 01.01.2013 г. и, в частности, определяет, что в случае увеличения размера годовой арендной платы за использование земельных участков в 2013 году по сравнению с 2012 годом более чем на 20 процентов следует применять пониженные коэффициенты функционального использования, установленные приложением № 4 к Решению № 40.
Решением Думы Ростовского муниципального района от 28.11.2013 № 117 "О внесении изменений в решение Думы Ростовского муниципального района от 04.04.2013 № 40 "Об установлении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Ростовского муниципального района", которое вступило в силу с 01.01.2014 года, исключено соответствующее предписание о применении приложения № 4 к Решению № 40.
Данные нормативные акты опубликованы в информационном издании "Ростовский вестник" (№ 27 за 09.04.2013 г., № 42 за 04.06.2013 г., № 94 за 03.12.2013 г.).
Заявитель оспаривает величину, установленную в пункте 17 приложения № 1 к Решению № 40, в части превышения значения 2,1, ссылаясь на несоответствие ее принципам, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление).
Принимая во внимание, что в рамках настоящего дела оспаривается положение нормативно-правового акта, и такое требование не рассматривается в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ, у суда не имеется правовых оснований для применения срока подачи в суд заявления, установленного в п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, и отклоняет соответствующие доводы ответчика.
При разрешении спора по существу коллегия судей исходит из следующего.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Ярославской области такой порядок установлен Положением о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 № 710-п (далее - Положение). В пункте 2.3 Положения предусмотрено, что коэффициенты функционального использования земельных участков, которые участвуют в расчете арендной платы, определяются органами местного самоуправления на основании вида экономической деятельности арендатора и социальной значимости для развития муниципального района или городского округа.
Положение предусматривает расчет величины годовой арендной платы в границах кадастрового квартала путем перемножения коэффициента функционального использования, определяемого на основании вида экономической деятельности арендатора и социальной значимости для развития муниципального района (городского округа) (в процентах), площади земельного участка (в кв. м) и удельного показателя кадастровой стоимости земли города в границах кадастрового квартала с учетом функционального использования (в рублях за 1 кв. м), определяемого в соответствии с постановлениями Правительства области об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
Согласно статье 22 Земельного кодекса РФ размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Основными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, установленными Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582, к основным принципам отнесен принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования. Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 № 10782/13 определено, что установленные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Таким образом, коэффициенты функционального использования, установленные оспариваемым нормативным актом, являются одним из показателей расчета годовой арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления.
В подтверждение обоснованности установления коэффициента, который оспаривается заявителем, ответчиком и третьим лицом представлены следующие документы: пояснительная записка к таблицам по экономическому обоснованию расчета коэффициента функционального использования для производственной деятельности (п. 17 приложения № 1 Решения № 40) с целью обоснования коэффициента 6 и таблицы таких коэффициентов на 2012 г. для города Ростова, рабочих поселков и сельских земель в Ростовском районе.
Из анализа данных материалов следует, что для обоснования оспариваемой величины ответчиком учитывались средние значения коэффициентов функционального использования, утвержденные на 2012 г. по соответствующему виду разрешенного использования, которые для города Ростова составили величину 4,11, для рабочих поселков в Ростовском районе - 1,699, для сельских земель Ростовского района - 0,784. Соответственно, среднее значение для Ростовского района в целом получилось 2,198 (из расчета (4,11 + 1,699 + 0,784) / 3).
Однако, по утверждению представителей ответчика и третьего лица, для расчета арендной платы на 2014 год был утвержден общий коэффициент 6 в целях недопущения уменьшения доходов бюджета города Ростова, где соответствующие ставки арендной платы были максимальными, а также отсутствия снижения этого коэффициента на всей территории Ростовского муниципального района.
В опровержение представленных ответчиком доказательств представитель ООО "ГеоНеруд" ссылается на то, что представленные материалы никак не определяют доходность соответствующих земельных участков и не учитывают факторы, влияющие на рынок аренды недвижимости. Оценив обстоятельства дела, приведенные сторонами доводы и представленные ими доказательства, коллегия судей пришла к выводу, что требования общества подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 2 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582, размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, определяется одним из следующих способов: а) на основании кадастровой стоимости земельных участков; б) по результатам торгов (конкурсов, аукционов); в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации; г) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Оспариваемое Решение № 40 устанавливает размер коэффициентов функционального использования, которые применяются в расчете арендной платы на основании кадастровой стоимости земельных участков. Нормативные положения, которые определяют порядок установления арендной платы за муниципальные земли и земли, не разграниченные по уровням собственности, изложены выше и не устанавливают каких-либо методик, которым должны следовать муниципальные органы или органы государственной власти субъектов.
При установлении размера арендной платы на основании кадастровой стоимости закон не устанавливает какой-либо обязательности (кроме общих принципов), в том числе и соблюдения законодательства об оценочной деятельности. В соответствии с законодательством об оценочной деятельности арендная плата устанавливается по другому способу - на основании рыночной стоимости.
Тем не менее в процессе судебного разбирательства суд не смог установить, по каким заслуживающим правового внимания причинам коэффициент функционального использования за земельные участки по виду разрешенного использования "производственные здания, прием вторсырья" определен в размере 6%, и усматривает в таком установлении соответственно нарушение принципа обоснованности, установленного федеральным органом исполнительной власти.
Ссылка ответчика на переходный период 2013 года отклоняется судом как несостоятельная, поскольку введение переходного периода при увеличении арендной платы за земельные участки само по себе не освобождает уполномоченный орган местного самоуправления от обязанности обосновать устанавливаемую величину коэффициента функционального использования.
Таким образом, предъявленные требования ООО "ГеоНеруд" подлежат удовлетворению, пункт 17 приложения № 1 к решению Думы Ростовского муниципального района Ярославской области от 04.04.2013 № 40 "Об установлении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории РМР" (с изм. и доп.) в части величины коэффициента функционального использования, превышающей значение "2,1", признается судом не соответствующим Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, установленным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582, и не действующим в этой части.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Признать пункт 17 приложения № 1 к решению Думы Ростовского муниципального района Ярославской области от 04.04.2013 № 40 "Об установлении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории РМР" (с изм. и доп.) в части величины коэффициента функционального использования, превышающей значение "2,1", не соответствующим Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, установленным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582, и не действующим в этой части.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции (арбитражный суд Волго-Вятского округа, г. Нижний Новгород) в месячный срок.


------------------------------------------------------------------