Постановление мэрии г. Ярославля от 14.04.2014 N 873 "О Порядке осуществления департаментом финансов мэрии города Ярославля полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю"
МЭРИЯ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2014 г. № 873
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕПАРТАМЕНТОМ ФИНАНСОВ МЭРИИ ГОРОДА
ЯРОСЛАВЛЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ВНУТРЕННЕМУ МУНИЦИПАЛЬНОМУ
ФИНАНСОВОМУ КОНТРОЛЮ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Мэрии г. Ярославля
от 11.09.2015 № 1755)
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе в городе Ярославле, утвержденным решением муниципалитета города Ярославля от 17.12.2007 № 600,
МЭРИЯ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Порядок осуществления департаментом финансов мэрии города Ярославля полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю (приложение).
2. Признать утратившими силу постановления мэрии города Ярославля:
- от 10.04.2012 № 830 "Об утверждении Положения о формах и порядке осуществления муниципального финансового контроля мэрией города Ярославля";
- от 27.09.2012 № 2128 "О внесении изменений в постановление мэрии города Ярославля от 10.04.2012 № 830";
- от 05.10.2012 № 2174 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизий и проверок";
- от 05.07.2013 № 1521 "О внесении изменений в Инструкцию о порядке проведения ревизий и проверок".
3. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент финансов мэрии города Ярославля.
4. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый заместитель мэра
города Ярославля
А.В.НЕЧАЕВ
Приложение
к постановлению
мэрии города Ярославля
от 14.04.2014 № 873
ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕПАРТАМЕНТОМ ФИНАНСОВ МЭРИИ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ
ПОЛНОМОЧИЙ ПО ВНУТРЕННЕМУ МУНИЦИПАЛЬНОМУ
ФИНАНСОВОМУ КОНТРОЛЮ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Мэрии г. Ярославля
от 11.09.2015 № 1755)
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Порядок осуществления департаментом финансов мэрии города Ярославля полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю (далее - Порядок) определяет порядок осуществления департаментом финансов мэрии города Ярославля (далее - Департамент) как органом внутреннего муниципального финансового контроля полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее - деятельность по контролю) во исполнение части 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Деятельность по контролю основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности, достоверности результатов и гласности.
3. Деятельность по контролю подразделяется на плановую и внеплановую и осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, а также проведения только в рамках полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений плановых и внеплановых ревизий и обследований (далее - контрольные мероприятия). Проверки подразделяются на выездные и камеральные, а также встречные проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок.
4. Плановые контрольные мероприятия осуществляются в соответствии с планом контрольных мероприятий, который утверждается приказом директора Департамента.
Внеплановые контрольные мероприятия осуществляются на основании решения директора Департамента, принятого в связи с поступлением обращений (поручений) мэра города Ярославля, первого заместителя мэра города Ярославля, правоохранительных, контрольных и надзорных органов и оформляемого приказом.
5. Департамент при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет:
а) полномочия по внутреннему муниципальному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений;
б) внутренний муниципальный финансовый контроль в отношении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, предусмотренный частью 8 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе;
в) анализ осуществления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
(пп. "в" введен Постановлением Мэрии г. Ярославля от 11.09.2015 № 1755)
6. Объектами контроля в финансово-бюджетной сфере являются:
- главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
- муниципальные учреждения;
- муниципальные унитарные предприятия;
- хозяйственные товарищества и общества с участием города Ярославля в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах;
- иные юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета города Ярославля, договоров (соглашений) о предоставлении муниципальных гарантий;
- муниципальные заказчики, контрактные службы, контрактные управляющие, комиссии по осуществлению закупок и их члены, уполномоченный орган при осуществлении закупок для муниципальных нужд.
7. Должностными лицами Департамента, осуществляющими контроль в финансово-бюджетной сфере, являются:
а) директор Департамента;
б) первый заместитель директора Департамента;
в) заместитель директора Департамента, к компетенции которого относятся вопросы осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере;
г) начальник управления по контролю в финансово-бюджетной сфере;
д) начальник управления городского казначейства;
е) иные муниципальные служащие - работники Департамента, уполномоченные на участие в проведении контрольных мероприятий в соответствии с приказом директора Департамента, включаемые в состав ревизионной группы.
8. Должностные лица, указанные в пункте 7 Порядка, в пределах исполнения своих должностных обязанностей имеют право:
а) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий;
б) при осуществлении выездных проверок (ревизий) беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа директора Департамента о проведении выездной проверки (ревизии) посещать помещения и территории, которые занимают лица, в отношении которых осуществляется проверка (ревизия), требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;
в) проводить экспертизы, необходимые при проведении контрольных мероприятий, и (или) привлекать независимых экспертов для проведения таких экспертиз;
г) выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
д) обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного муниципальному образованию город Ярославль нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
9. Должностные лица, указанные в пункте 7 Порядка, обязаны:
а) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений в установленной сфере деятельности;
б) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
в) проводить контрольные мероприятия в соответствии с приказом директора Департамента;
г) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта контроля (далее - представитель объекта контроля) с копией приказа и удостоверением на проведение выездной проверки (ревизии), с приказом о приостановлении, возобновлении и продлении срока проведения проверки (ревизии), об изменении состава ревизионной группы, а также с результатами контрольных мероприятий (актами и заключениями);
д) при выявлении факта совершения действия (бездействия), содержащего признаки состава преступления, направлять в правоохранительные органы информацию о таком факте и (или) документы и иные материалы, подтверждающие такой факт.
10. Запросы о представлении информации, документов и материалов, предусмотренные Порядком, акты проверок и ревизий, заключения, подготовленные по результатам проведенных обследований, представления и предписания вручаются представителю объекта контроля либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом.
11. Срок представления информации, документов и материалов устанавливается в запросе и исчисляется с даты получения запроса. При этом такой срок должен составлять не менее 3 рабочих дней.
12. Документы, материалы и информация, необходимые для проведения контрольных мероприятий, представляются в подлиннике или копиях, заверенных объектами контроля в установленном порядке.
13. Все документы, составляемые должностными лицами Департамента в рамках контрольного мероприятия, приобщаются к материалам контрольного мероприятия, учитываются и хранятся в установленном порядке.
14. Порядок составления и представления удостоверений на проведение контрольных мероприятий, сроки и последовательность проведения процедур при их осуществлении, а также ответственность должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольных мероприятий, устанавливаются инструкцией проведения ревизий, проверок и обследований, утверждаемой приказом директора Департамента.
II. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КОНТРОЛЮ
15. Планирование контрольных мероприятий осуществляется исходя из следующих критериев:
а) существенность и значимость мероприятий, осуществляемых объектами контроля, в отношении которых предполагается проведение финансового контроля, и (или) направления и объемов бюджетных расходов;
б) оценка состояния внутреннего финансового контроля и аудита в отношении объекта контроля, полученная в результате проведения Департаментом анализа осуществления главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета города, главным администратором источников финансирования дефицита бюджета города бюджетных полномочий по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
в) длительность периода, прошедшего с момента проведения идентичного контрольного мероприятия Департаментом (в случае если указанный период превышает 3 года, данный критерий имеет наивысший приоритет);
г) информация о наличии признаков нарушений, в том числе по результатам анализа данных единой информационной системы в сфере закупок.
16. Периодичность проведения плановых контрольных мероприятий в отношении одного объекта контроля и одной темы контрольного мероприятия должна составлять не более 1 раза в год.
17. План разрабатывается Департаментом на очередной финансовый год с учетом предложений структурных подразделений мэрии города Ярославля и не позднее 15 декабря года, предшествующего планируемому, утверждается приказом директора Департамента. При необходимости в течение текущего года в план могут вноситься изменения.
Формирование плана контрольных мероприятий Департамента осуществляется с учетом информации о планируемых (проводимых) контрольно-счетной палатой города Ярославля идентичных контрольных мероприятиях в целях исключения дублирования деятельности по контролю.
План подлежит размещению на официальном портале города Ярославля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 2 рабочих дней со дня его утверждения.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
18. К процедурам осуществления контрольного мероприятия относятся назначение контрольного мероприятия, проведение контрольного мероприятия и реализация результатов проведения контрольного мероприятия.
19. Контрольное мероприятие проводится на основании приказа директора Департамента о его назначении, в котором указываются:
- наименование объекта контроля;
- проверяемый период (при последующем контроле);
- тема контрольного мероприятия;
- основание проведения контрольного мероприятия;
- состав должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольного мероприятия;
- срок проведения контрольного мероприятия.
20. Решение о приостановлении проведения контрольного мероприятия принимается директором Департамента на основании мотивированного обращения начальника управления по контролю в финансово-бюджетной сфере. На время приостановления проведения контрольного мероприятия течение его срока прерывается.
21. Решение о возобновлении проведения контрольного мероприятия принимается директором Департамента после устранения причин приостановления проведения контрольного мероприятия в соответствии с Порядком.
22. Решение о приостановлении (возобновлении) проведения контрольного мероприятия оформляется приказом директора Департамента. Копия решения о приостановлении (возобновлении) проведения контрольного мероприятия направляется в адрес объекта контроля.
Проведение обследования
23. При проведении обследования осуществляются анализ и оценка состояния сферы деятельности объекта контроля, определенной приказом директора Департамента.
24. Обследования могут проводиться в рамках камеральных и выездных проверок (ревизий) в соответствии с Порядком.
25. Обследование (за исключением обследования, проводимого в рамках камеральных и выездных проверок, ревизий) проводится в порядке и сроки, установленные для выездных проверок (ревизий).
26. При проведении обследования могут проводиться исследования и экспертизы с использованием фото-, видео- и аудиотехники, а также иных видов техники и приборов, в том числе измерительных приборов.
27. По результатам проведения обследования оформляется заключение, которое подписывается должностными лицами Департамента, проводящими обследование, не позднее последнего дня срока проведения обследования. Заключение в течение 3 рабочих дней со дня его подписания вручается (направляется) представителю объекта контроля в соответствии с Порядком.
28. Заключение и иные материалы обследования подлежат рассмотрению директором Департамента в течение 30 дней со дня подписания заключения.
29. По итогам рассмотрения заключения, подготовленного по результатам проведения обследования, директор Департамента может назначить проведение выездной проверки (ревизии).
Проведение камеральной проверки
30. Камеральная проверка проводится по месту нахождения Департамента, в том числе на основании бюджетной (бухгалтерской) отчетности и иных документов, представленных по запросам Департамента, а также информации, документов и материалов, полученных в ходе встречных проверок.
31. Камеральная проверка проводится должностным лицом, указанным в пункте 7 Порядка, в течение 30 рабочих дней со дня получения от объекта контроля информации, документов и материалов, представленных по запросу Департамента.
32. При проведении камеральной проверки в срок ее проведения не засчитываются периоды времени с даты отправки запроса Департамента до даты представления информации, документов и материалов объектом проверки, а также время, в течение которого проводится встречная проверка и (или) обследование.
33. При проведении камеральных проверок по решению директора Департамента может быть проведено обследование.
34. По результатам камеральной проверки оформляется акт, который подписывается должностными лицами Департамента, проводящими проверку, не позднее последнего дня срока проведения камеральной проверки.
35. Акт камеральной проверки в течение 3 рабочих дней со дня его подписания вручается (направляется) представителю объекта контроля в соответствии с Порядком.
36. Объект контроля вправе представить письменные возражения на акт, оформленный по результатам камеральной проверки, в течение 5 рабочих дней со дня получения акта. Письменные возражения объекта контроля проверки приобщаются к материалам проверки.
37. Материалы камеральной проверки подлежат рассмотрению директором Департамента в течение 30 дней со дня подписания акта.
38. По результатам рассмотрения акта и иных материалов камеральной проверки директор Департамента принимает решение:
а) о направлении объекту контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации представления и (или) предписания;
б) о проведении выездной проверки (ревизии).
Проведение выездной проверки (ревизии)
39. Выездная проверка (ревизия) проводится по месту нахождения объекта контроля.
40. Срок проведения выездной проверки (ревизии) Департаментом составляет не более 30 рабочих дней.
41. Срок проведения выездной проверки (ревизии) может быть продлен директором Департамента на основании мотивированного обращения начальника управления по контролю в финансово-бюджетной сфере, но не более чем на 10 рабочих дней.
42. По фактам непредставления или несвоевременного представления должностными лицами объектов контроля информации, документов и материалов, запрошенных при проведении выездной проверки (ревизии), должностные лица Департамента, проводящие проверку (ревизию), составляют акт.
43. Директор Департамента на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы может назначить:
- проведение обследования;
- проведение встречной проверки.
Лица и организации, в отношении которых проводится встречная проверка, обязаны представить по запросу (требованию) должностных лиц, входящих в состав проверочной (ревизионной) группы, информацию, документы и материалы, относящиеся к тематике выездной проверки (ревизии).
44. В ходе выездной проверки (ревизии) проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению деятельности объекта контроля. Контрольные действия по документальному изучению проводятся в отношении финансовых, бухгалтерских, отчетных документов, документов о планировании и осуществлении закупок и иных документов объекта контроля, а также путем анализа и оценки полученной из них информации с учетом информации по устным и письменным объяснениям, справкам и сведениям должностных, материально ответственных и иных лиц объекта контроля и осуществления других действий по контролю. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и осуществления других действий по контролю.
45. По результатам выездной проверки (ревизии) оформляется акт, который подписывается должностными лицами Департамента, проводящими проверку (ревизию), не позднее последнего дня срока проведения выездной проверки (ревизии).
46. Акт выездной проверки (ревизии) в течение 3 рабочих дней со дня его подписания вручается (направляется) представителю объекта контроля в соответствии с Порядком.
47. Объект контроля вправе представить письменные возражения на акт выездной проверки (ревизии) в течение 5 рабочих дней со дня его получения. Письменные возражения объекта контроля прилагаются к материалам выездной проверки (ревизии).
48. Акт и иные материалы выездной проверки (ревизии) подлежат рассмотрению директором Департамента в течение 30 дней со дня подписания акта.
49. По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) директор Департамента принимает решение о направлении объекту контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации представления и (или) предписания.
Проведение встречной проверки
50. В рамках выездных или камеральных проверок могут проводиться встречные проверки. При проведении встречных проверок проводятся контрольные мероприятия в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.
51. Встречные проверки назначаются и проводятся в порядке, установленном для выездных или камеральных проверок соответственно. Срок проведения встречных проверок не может превышать 20 рабочих дней. Результаты встречной проверки оформляются актом, который прилагается к материалам выездной или камеральной проверки соответственно. По результатам встречной проверки меры принуждения к объекту встречной проверки не применяются.
Реализация результатов проведения контрольных мероприятий
52. При осуществлении полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений Департамент направляет:
а) представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений;
б) предписания об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) о возмещении ущерба, причиненного такими нарушениями муниципальному образованию городской округ город Ярославль.
53. При осуществлении внутреннего муниципального финансового контроля в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд Департамент направляет предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
54. Формы и требования к содержанию представлений и предписаний, предусмотренных Порядком, устанавливаются приказом директора Департамента.
55. Представления и предписания в течение 30 рабочих дней со дня принятия решения об их составлении вручаются (направляются) представителю объекта контроля в соответствии с Порядком.
56. Нарушения, указанные в предписании, подлежат устранению в срок, установленный в предписании.
57. Должностные лица, принимающие участие в контрольных мероприятиях, осуществляют контроль за исполнением объектами контроля представлений и предписаний. В случае неисполнения представления и (или) предписания Департамент применяет к лицу, не исполнившему такое представление и (или) предписание, меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
58. В случае неисполнения предписания о возмещении ущерба, причиненного муниципальному образованию городской округ город Ярославль нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, Департамент направляет в суд исковое заявление о возмещении объектом контроля, должностными лицами которого допущено указанное нарушение, ущерба, причиненного муниципальному образованию городской округ город Ярославль, и защищает в суде интересы муниципального образования городской округ город Ярославль по этому иску.
59. В случае выявления обстоятельств и фактов, свидетельствующих о признаках нарушений, относящихся к компетенции иных государственных и (или) муниципальных органов (должностных лиц), такие материалы направляются для рассмотрения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
59<1>. По результатам анализа осуществления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита Департамент обобщает результаты проведения анализа, в том числе устанавливает причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливает предложения, направленные на их устранение и на совершенствование процедур внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, систематизирует информацию о реализации указанных предложений.
(п. 59<1> введен Постановлением Мэрии г. Ярославля от 11.09.2015 № 1755)
IV. ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ОТЧЕТНОСТИ
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
60. В целях раскрытия информации о полноте и своевременности выполнения плана контрольных мероприятий, обеспечения эффективности контрольной деятельности, а также анализа информации о результатах проведения контрольных мероприятий Департамент ежегодно составляет и представляет мэру города Ярославля отчет (далее - отчет Департамента).
Отчет Департамента составляется по итогам работы за 1 полугодие и за отчетный финансовый год не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
61. В отчете Департамента отражаются данные о результатах проведения контрольных мероприятий.
62. Отчет Департамента подписывается директором Департамента.
63. Результаты проведения контрольных мероприятий размещаются на официальном портале города Ярославля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в единой информационной системе в сфере закупок в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------